Главная » Цена на золото » Рынок золота
Играющие на солнце купола церквей, величественные обрамления икон, роскошные ручки и накладки на мебели – все эти детали чаще всего изготавливают, с использованием техники золочения поверхности. Сусальное золото, представляющее собой тончайшие листы металла, позволяет придать любой поверхности вид изысканной и богатой старины. О том, как создаются шедевры из этого уникального материала, какие существуют для этого техники, пойдет речь в данной статье.
Производство сусали
Мягкость и ковкость чистого золота позволяют раскатывать металл в очень тонкие листы. Благодаря этим физическим свойствам металла листы получаются без трещин и разломов, то есть не повреждаются в процессе изготовления. Сам процесс производства золотых листов начинается с отливки бруска. Из металла отливают слиток с параметрами 20х5х1 см, а затем тщательно раскатывают его в полосу. Длина такой полосы может достигать 30 метров.
Как дальше работать с сусальным золотом? Полоска разрезается на квадраты, которые складывают вместе, разделяя бумажными листами. До того, как сусаль можно будет использовать для работ по золочению, эта книжка отправляется под молот, отрабатывающий около двух тысяч ударов. Под ударами инструмента листы сусали становятся еще более тонкими и образуют своеобразную «лепешку». Из «лепешки» вырезают квадрат и вкладывают его в книжку.
Самым главным этапом производства сусали является отбивка золота молотом. Эта процедура очень трудоемка и сложна в исполнении. Молот должен ударять так, чтобы удары шли не только в определенной последовательности, но и с одинаковым усилием. Соблюдение этих требований является обязательным, так как обеспечивает одинаковую толщину золотых листов по всей их площади.
В одной книжке насчитывается до трех сотен сусальных листов, каждый из которых после процедуры отбивки становится в 10 раз больше. Для наиболее полного представления процесса производства сусали рекомендуется ознакомиться с видео, отражающим каждый этап изготовления тонких золотых листов. Работа с сусальным золотом во многом зависит от качества листов. Если листы изготовлены в соответствии со всеми правилами, то позолота изделия также будет отвечать всем требованиям качества.
Позолота сусаль
Сама технология золочения сусалью основывается на одном необычном свойстве золота: металл, раскатанный до очень маленькой толщины, на молекулярном уровне прилипает к гладким поверхностям. Покрытие изделия сусалью представляет собой сложный процесс, так как работа с тончайшими листами драгметалла требует внимания и аккуратности. Отлить из золота изделие гораздо проще, чем покрыть то же самое изделие сусалью.
Необычное свойство позволяет использовать сусальное золото для украшения церковных куполов, статуй, фонтанных композиций, а также предметов мебели, используемых для создания роскошной обстановки. Технология нанесения материала на протяжении истории человечества менялась. Сейчас сусаль используют как упаковку для дорогих сладостей и даже как ингредиент кофейных и коктейльных напитков.
Среди способов золочения сусалью специалисты выделяют два варианта: крепление драгметалла на полимент и на мордан. В чем их отличие? Полимент представляет собой своеобразную основу, на которую крепят листы сусали. Основой состава полимента является глина, к которой в незначительных количествах добавляют мыло, белый пчелиный воск и китовый жир. Особенностью этого способа золочения можно считать конечный результат: поверхность принимает вид настоящего золота и выглядит так, как будто сделана из металла. Крепление сусали на полимент требует больших финансовых и трудовых затрат, поэтому используется тех случаях, когда необходимо обработать поверхность, не подверженную воздействию внешней среды. Чаще всего так золотят мебель.
Что такое сусальное покрытие на мордан? Такая обработка изделия золотом позволяет придать его поверхности матовый эффект. Для проведения процедуры используются материалы на растительных маслах, сам лак мордан готовится из масла льна и конопли с добавлением специальных компонентов. Обработать поверхность сусалью в этом случае проще и быстрее. Крепление на мордан позволяет декорировать самые разные поверхности, в том числе дерево, гипс, и мрамор.
Перед золочением на мордан поверхность изделия грунтуется киноварью, а затем протирается сукном для удаления неровностей. Подготовленная деталь покрывается морданом и высушивается в течение необходимого времени. В зависимости от сорта мордана сушка может длиться от нескольких часов до целых суток. Перед нанесением сусали мастер проверяет поверхность «на отлип». Здесь очень важно не высушить мордан полностью, так как к сухой поверхности золото будет плохо прилипать. Невысохший мордан для золочения сусальным золотом тоже не подойдет, так как листы материала в нем утонут. Учитывая ценность золота, все работы следует проводить строго по технологии и очень аккуратно.
Упрощенная технология
Процесс нанесения сусального золота на поверхность можно представить в виде следующего алгоритма. На изделие наносится три слоя акрилового грунта, при этом первый слой должен быть более жидким, чем все остальные. Это необходимо для того, чтобы пропитать поверхность. Первый и второй слой сушатся по часу, после нанесения третьего слоя изделие оставляется на просушку примерно на 8 часов.
Высушенная поверхность шлифуется с помощью абразивной бумаги, подойдет бумага Р240 или Р400. Затем кистью наносим на изделие лак-шеллак, сушим и снова шлифуем, но уже бумагой маркировки Р600. После всех подготовительных процедур деталь обрабатывается морданом и подсушивается до необходимого уровня липкости.
После того, как мордан подсох до требуемого уровня липкости, можно наносить сусальное золото. Материал наносится и прижимается кистью во избежание сдвигов. Через сутки изделие можно дополнительно отполировать хлопком, который не повредит позолоченную поверхность. При наличии всех компонентов данную процедуру нанесения позолоты можно провести в домашних условиях.
Подставки из эпоксидной смолы, инкрустированные сусальным золотом своими руками
Здравствуйте, уважаемые читатели и самоделкины!
В данной статье автор YouTube канала «Damir Z» расскажет Вам, как можно сделать очень красивые предметы интерьера — подставки из эпоксидной смолы с добавлением сусального золота.
Такие самоделки весьма просты в изготовлении, и легко повторяются в домашних условиях. Материалы , необходимые для самоделки.
Важный момент! Блокировщики рекламы последнее время отклоняют переходы по предоставленным ссылкам. Рекомендуется отключить их для этого сайта.
— Синтетическая литьевая эпоксидная смола — Сусальное золото — Силиконовые формы для подставок вариант 1, вариант 2 — Красители для литьевой эпоксидной смолы — Перламутровый краситель (металлик) для литьевой эпоксидной смолы. Процесс изготовления. Первым, и очень важным этапом работы с двухкомпонентной литьевой эпоксидной смолой является подготовка состава. Нужно тщательно смешать между собой оба компонента смолы в строго определенных пропорциях, для чего лучше всего использовать точные электронные весы.
Смешивание компонентов желательно выполнять сначала в одном пластиковом стакане, а затем перелить состав в другой, еще раз перемешав пару минут.
Готовый прозрачный состав автор разделяет на две части.
На застеленном бумагой или пленкой столе размещаются силиконовые литьевые формы .
Очень эффектной добавкой, задающей внешний вид изделий, является сусальное золото. Такая фольга бывает разных оттенков — «под медь», серебро, и проч.
Немного смятые лепестки размещаются в центральной части форм. С такой фольгой лучше работать с помощью пинцета — она легко прилипает к рукам и поверхностям.
На каждую из сформированных кучек фольги мастер наливает тонкой струйкой прозрачный состав. Все кусочки фольги должны быть покрыты смолой. Также не следует допускать растекания состава на остальную поверхность.
Во вторую часть прозрачного состава добавляется белый перламутровый пигмент, и тщательно перемешивается.
По периметру еще раз доливается перламутровый состав. Рисунок разводов можно корректировать зубочисткой.
Остатки прозрачного состава доливаются в центры последними. Так серединки «раскрываются». Если снова появятся пузырьки — их можно нейтрализовать газовой горелкой, либо применить специальный аэрозоль (эффект от него такой же, но он недешев).
На время высыхания краски, автор устанавливает подставку на пластиковый стаканчик — так окрашенные кромки ничего не будут касаться. Конечно, все эти операции нужно выполнять в чистых помещениях, где мало пыли. На удивление, таким помещением является ванная комната.
Если присмотреться, то хорошо видна разница между перламутровым рисунком на донышке и поверхности. Сверху возле краев неизбежно образуются небольшие бортики. При желании, их можно удалить на шлифовальном станке, с последующими этапами полировки.
Инструменты , использованные автором. — Точные электронные весы — Газовая горелка, кисть, палочки — Шлифовальный станок — Большой магазин инструментов, форм, пигментов, красителей для работы с литьевой смолой .
Всем хорошего настроения, крепкого здоровья, и интересных идей! Подписывайтесь на телеграм-канал
сайта, чтобы не пропустить новые статьи.
Авторское видео можно найти здесь.
Источник (Source)
Становитесь автором сайта, публикуйте собственные статьи, описания самоделок с оплатой за текст. Подробнее здесь.
Современные технологии
Технология золочения сусальным золотом на протяжении всей истории использования этого материала для отделки поверхностей претерпела некоторые изменения. Суть технологии производства листов сусали остается прежней: брусок драгметалла раскатывается в полосу, режется на квадраты, квадраты складывают в книжку и отправляются под молоток. Новые разработки позволяют добиться получения листов значительно тоньше тех, которые изготавливались раньше. Задачу мастеров упрощает и использование компьютерной техники.
Сейчас сусальное золото вручную практически не производится, устаревшие технологии остались в прошлом. Процесс получения тонких сусальных листов на сегодняшний день полностью автоматизирован, все делается машинным способом. Электрический молот настраивается как на первичную отбивку листов, так и на последующую обработку драгметалла до минимальной толщины. Оболочки бычьих кишок, которыми раньше перекладывались листы сусали, также больше не используются. Вместо них применяют современные формы из пластмассы.
В России изготовлением сусали занимается завод цветных сплавов, находящийся в Москве. Также имеются частные компании, выпускающие сусальное золото, но их объемы производства материала для механического золочения не значительны.
Чтобы понять, как выглядит сусаль, достаточно представить себе очень тонкий лист фольги толщиной до 1,5 микрона. Согласно отечественным стандартам сусаль производится в квадратных листах со стороной 91,5 мм. Листы раскладываются в книжки, разделителем между листами является папиросная бумага. Книжки могут состоять из 10 или 60 сусальных листов.
Для того чтобы представить, как необходимо наносить сусальное золото, рекомендуется посмотреть видео, сопровождающееся пояснениями мастера. Специалисты выделяют два вида сусального золота: свободное и трансферное. В зависимости от вида сусали имеются и отличия в работе с материалом. Свободное золото достается из книжки и помещается на подушку, а трансферное – изначально приклеено к листу в книге.
Особенности сусальной фольги
Название материала произошло от старинного русского слова «сусал», что в переводе на современный язык значит «лицо». Им покрывали внешние (лицевые) части предметов, что придавало им особенно роскошный и богатый вид.
Не все знают, что такое сусальное золото. Определение состава его следующее: это тончайшие золотые листы толщиной от 0,1 до 0,25 микрона (1 микрон = 0,001 мм). Обычно их продают сшитыми в книжечки, листы которых переложены тончайшей шелковой или папиросной бумагой. Руками эти изделия брать нельзя, так как они легко ломаются и рвутся.
Как правило, для изготовления сусали применяется золото 960 пробы. Но из-за малой прочности драгоценного металла его нередко используют в сплаве с другими материалами. В состав сусального золота может входить:
- медь;
- серебро;
- никель;
- кадмий;
- цинк.
В зависимости от добавок материал может иметь красный, желтый, зеленый и белый оттенок. Существует два стандарта изготовления сусали:
- Российский. Книжка имеет размер 91,5х 91,5 мм. В ней содержится 60 страниц, разделенных тонкой бумагой. Ее вес — от 1 до 5,5 г .
- Европейский. Книга состоит из 25 листов размером 80х80 мм.
Имеется и другая форма сусальных листов — закрепленная или трансферная. Тончайшие золотые слои крепятся на вощеную бумагу и сшиваются в книжку. Главная особенность фольги — это ее способность прилипать к любым поверхностям на молекулярном уровне. Трансферное золото крепится подобно наклейкам: его прикладывают золотой частью к обрабатываемой поверхности и придавливают. Через некоторое время шелковую бумагу снимают, а золото остается на поверхности. Его используют для декорирования ровных поверхностей, обработанных специальным клеящим составом.
Работать с сусальным золотом в свободных листах сложнее. Их отслаивают от бумаги специальными инструментами, а затем кисточкой с натуральным ворсом прикрепляют к обрабатываемой детали. Нанесение фольги такого вида возможно на объекты любой формы.
То, сколько стоит сусальное золото, зависит от его состава и вида. Так, цена трансферной фольги ниже, чем свободной.