Аренда конференц-зала в коворкинге При необходимости, арендаторам конференц-зала представится возможность цветной печати раздаточных материалов небольшого тиража. Аренда конференц-зала в Москве: удобно, выгодно, практично. Современный бизнес не может обойтись без специальных мероприятий.

История позолоты — Золочение как древнейший вид декоративного украшения предметов


Что такое позолота

Позолота — это тончайший слой золота, который может скрывать практически любой материал. Толщина его при этом может быть от 1 до 20-25 микрон, а предмет становится практически неотличим от золотого. Метод используется не только в ювелирном искусстве, но и в архитектуре, дизайне и даже косметологии.

Краткая история появления

Впервые искусство золочения предметов роскоши возникло еще несколько тысячелетий назад в Древнем Египте. Именно он стал первой страной, в которой добыча золота приняла промышленные масштабы. Так как все прииски принадлежали фараону, нет ничего удивительного в том, что в первую очередь золочению подвергались предметы быта правящей семьи.

Есть альтернативная версия, которая утверждает, что практика позолоты возникла в Китае. Однако простое сравнение исторических фактов говорит в пользу Египта. Позолоченные саркофаги египетских фараонов насчитывают больше 5000 лет, в то время как в Лао Тан (провинция Китая, которая считается родиной позолоты) тонкие золотые пластины производятся только около 2 тысячелетий.

Искусство золочения, пройдя через Ближний Восток и попав в Древнюю Русь, получило значительный толчок для развития и вышло на совершенно новый уровень. Именно на Руси золото стало не просто признаком статуса и роскоши, но и символом веры и божественного света.

Мнение эксперта

Всеволод Козловский

6 лет в ювелирном деле. Знает все о пробах и может определить подделку за 12 секунд

Популярность позолоты, так полюбившейся русскому человеку, привела к созданию оригинальной школы, разработке собственных методов и секретов. Мастера по золочению брали мальчиков с самого раннего возраста, чтобы передать им все тонкости своей профессии. И только немногие из них действительно достигали вершин мастерства.

Следующий шаг в развитии искусства — заслуга архитекторов, в первую очередь Бартоломео Растрелли. Именно он ввел в моду стиль барокко, для которого характерна позолота не только мебели, но и лепнины.

Открытие гальванического метода Б.С. Якоби в XIX веке сделало золочение ювелирных изделий более безопасным и простым. Гальваника вывела методику нанесения позолоты на новый уровень.

История позолоты — Золочение как древнейший вид декоративного украшения предметов

Золото один из самых первых металлов который научился использовать человек. Особое место среди государств древности занимает Египет, у которого была отлажена своя добыча золота и который обладал наибольшей золотодобывающей промышленностью. Кроме солнечного блеска второе свойство которое обнаружили было его невероятная пластичность. Способность расплющивать до состояния тончайшей пленки широко использовалась мастерами. Большинство предметом найденные на раскопках древнего Египта были украшены тонкими пластинками золота, что говорит о рачительности древних правителей, несмотря на огромные запасы этого металла.

Самые тонкие пластины золотые пластины в то время были всего в несколько раз толще изготавливаемых сегодня. Листы закрепляли непосредственно на предметы используя крохотные золотые клепки. Для крепления на дереве использовали нанесенную штукатурку, на которую при помощи клеевых веществ (предположительно яичный белок) прикрепляли наиболее тонкие пластины. Золотые пластинки накладывали на медь и серебро используя в качестве клеевого вещества предположительно смесь камеди и клея. Египтяне далеко продвинулись в металлургическом деле и ко 2 в. до н.э. можно однозначно судить об использовании очистки золота. В 3-2 вв. до н. э. был изобретен способ ртутного золочения – амальгамации, который применялся до изобретения гальванического метода в 19 веке. Древнеримский писатель энциклопедист Плиний Старший живший в начале I в. н.э. описывал способ получения чистого золота очисткой ртутью

В средневековую эпоху тонкие листы сусального золота начали использовать в живописи, о чем написано в Луккском манускрипте 8 века. О получении и применении сусального и твореного золота описывал в своих трактатах Теофил, где подробно рассказал про изготовление сусального золота для украшения нимбов святых и других частей икон. Там же Теофил упомянул и об использовании ювелирами ртутного золота, называя его «фламандским» которые так же, как и египтяне получали позолоченный слой путем соединяя ртути с золотом с последующим его нанесением на предмет и нагреванием до испарения ртути в результате чего образовался стойкий слой позолоты.

Симоном Мартини живший в конце 13 в. был известен своим мастерством в чеканке и его с различными узорными штампами стал распространяться по Италии, но постепенно к 14 веку мастера начали их заменять на более простые и окончательно были вытеснены с введением пейзажного и архитектурного фона.

Италия и Западная Европа в живописи эпохи раннего возрождения широко использовала сусальное золото в изображении одежд. Мастера Северной Европы применяли творенное золото в алтарной росписи различных элементов композиций значительно чаще им изображали те места где есть изображение золота в реальном мире.

Ранние христианские мастера иконописи использовали практически все перечисленные виды художественной отделки.

Русские мастера иконописцы с первых икон использовали все основные приемы золочения.

Декоративным слоем украшали как фон, так и нимбы святых, для этого накладывали покрытие на грунты покрытым слоем охры или чаще всего полименту (рецепты такого золочения дошли до нас с 17 века). К 17 веку в иконописи новым трендом стало письмо так называемым твореным золотом. Которое готовили, перетерев кусочки золота (использовали и смесь серебра и золота называемым «двойником&187 с камедью и клеевым составом, после чего промывали и просушивали, далее можно было использовать данный состав при письме кистью. Амальгамный метод хоть и был известен средневековым мастерам, но в иконописи распространения не получил.

С развитием стиля рококо, пришедшему на смену барочному в середине 18 века было временем подъема отечественной культуры. Интерьеры этого периода характеризовали большое обилие позолоченных элементов от предметов обихода до лепнины огромных залов. Отличным примером этому является зал Екатерининского дворца в Пушкине, Шуваловский дворец, Мариинский Дворец и другие. В этот период большое распространение получил метод огненного золочения (золотой амальгамы). Сам метод известен еще со времен древнего Египта, на Руси был известен и применялся с 9-10 века и назывался методом жженого злата. Его активно использовали для покрытия деталей архитектуры. Данный метод очень стойким к внешней среде, но очень вредным в производстве. Для получения амальгамы мелко растертое золото смешивали со ртутью до получения желеобразной массы которую наносили на поверхность жесткой кисточкой, а далее нагревали и после испарения ртути на поверхности изделия образовывался стойкий слой позолоты. Ядовитые пары ртути при испарении часто приводили к трагическим последствиям с мастерами позолотчиками которые редко доживали до 30 лет, широко известен факт при позолоте куполов Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге в период с 1838 по 1841 погибло 60 мастеров.

У старообрядцев было особое отношение к медным иконам, образовывавшаяся патина на которых считалась не допустимой. Все загрязнение, образованное на иконе должно быть устранено до сияющего блеска поэтому у многих икон дошедших до наших дней рельефные изображения часто затерты до плоского или слабо читаемого состояния. Для большей сохранности таких икон старообрядцы часто применяли огненное золочение.

Данный метод был вытеснен с середины 19 века методом гальванического золочения. Такое покрытие обладает большей стойкостью, можно регулировать толщину слоя, у него лучшая токо и теплопроводность, что получило распространение в электронной промышленности. Для гальванического золочения изначально использовались цианистые электролиты работа с которыми подвержена так же риску и такой способ золочения на данный момент вытеснен кислыми не цианистыми электролитами, которые обеспечивают осаждение блестящих покрытий сплавами золото-кобальт и золото-никель. В настоящее время для дополнительной защиты изделий используют катафорезный лак, наносимый гальваническим способом.

Как мы видим из материалов, собранных учеными и археологами, нанесение позолоченного покрытия использовалось уже очень давно и основные способы такого золочения известны со времен глубокой древности.

Где применяется

На сегодняшний день позолоту используют в таких сферах:

  • ювелирное дело;
  • искусство (в скульптуре; в живописи золочение применяется не только на рамах, но и непосредственно на картинах);
  • дизайн интерьеров;
  • автомобилестроение (в декоративных целях);
  • стоматология;
  • электроника (золото — отличный проводник);
  • косметология.

Последняя сфера применения наиболее спорная. Чаще всего использование золота в косметологии — это всего лишь хитрый маркетинговый ход. Тем не менее в Японии прорабатывают новейшую технику золочения лица. Считается, что этот металл обогащает кожу кислородом, сохраняет коллаген и способствует снятию раздражения.

Существует даже отдельное направление в нетрадиционной медицине — хризотерапия, в которой золото применяется для лечения воспалений. С научной точки зрения подобные свойства металла не доказаны, так как полномасштабное исследование влияния золота на организм человека никогда не проводилось. Но нельзя не учитывать эффект плацебо.

Способы нанесения

Способов золочения известно немало. Выбор определяется прежде всего характером поверхности и профессионализмом мастера.

Огневое, или ртутное

Один из самых первых способов, который использовался для золочения храмовых куполов. Суть его в том, что готовилась специальная смесь на основе ртути, которая впоследствии выпаривалась. Из-за опасности для здоровья и жизни мастера эта методика ушла в прошлое.

На масляной основе

Другое название способа — золочение морданом, от названия специального клея. Способ подходит как для внутренних работ, так и наружных. Мордан можно приобрести в специализированных интернет-магазинах.

На глиняной основе

Золочение на глиняной основе (на полимент) используется только для дерева и не подходит для наружной отделки. В старину это был один из самых сложных и длительных методов, так как для подготовки полимента требовались редкие по тем временам и очень дорогие ингредиенты, включая китовый жир. Смесь разводилась при помощи яичного белка. Сейчас в продаже можно найти готовые смеси.

Водно-синтетическое

Для этого метода позолоты применяются смеси на воде. Преимущество в том, что можно достаточно быстро подготовить поверхность. Позолоченное изделие получается глянцевым и не требует финальной полировки.

Чесночное

Один из самых старых способов. На поверхность выдавливался свежий чесночный сок. После того как он подсыхал, поверхность полировали, смачивали и наносили золотые листы. По мнению специалистов, такой метод придает позолоте особый блеск.

Гальванический способ нанесения позолоты.

Нанесение тонких слоев золота от долей мкм до десятков мкм под воздействием электрического тока.
Основными преимуществами данного типа золочения является износостойкость, высокая отражательная способность, возможность нанесения контролируемых толщин слоя золота. Гальваническое золочение получило широкое применение как в сфере декора, так и при нанесении технических покрытий. Обладает высокой токопроводимостью и защищает от воздействия агрессивных сред , коррозии, окисления и прочих нежелательных разрушительных явлений.

Главным недостатком гальванического золочения считают то, что данный тип позолоты можно наносить исключительно на токопроводящие поверхности т.е. металлы. Хотя сегодня существуют технологии позволяющие наносить гальваническое покрытие золотом в том числе на диэлектрики (нетокопроводные материалы). Это стало возможным при помощи использования токопроводящих лаков и процессов активации токопроводящих пленок.

Таким образом гальваническая позолота выгодно отличается от других способов нанесения золота на изделия.

Виды

Самым распространенным видом по-прежнему остается сусальное золочение. Также в последние годы популярность среди декораторов приобрело золочение поталью, которое гораздо доступнее и дешевле.

Сусальное золото

Сусальное золото — это металл 960 пробы, раскатанный до состояния тонкого листа. На Руси сусальным золотом традиционно покрывали купола храмов. В России оно продается в форме книг по 60 листов площадью в 10 см2 каждый.

Толщина не регламентирована, но наиболее популярны листы толщиной меньше человеческого волоса в 10 раз. Его используют для декорирования предметов искусства и для дизайна внутренних помещений. Для наружного украшения (фонтаны, купола, скульптуры) используют листы потолще.

Поталь

Поталь — это замена привычного сусального золота. Выглядит как золотые листы или полоски и представляет собой сплав меди с цинком или алюминием . Существует поталь, имитирующая золото, серебро и бронзу. На листах может быть нанесен рисунок. Можно найти в продаже поталь в виде разноцветной крошки.

В чем их отличия

Основное отличие потали в том, что в ней нет драгоценного металла. Это сказывается, естественно, на ее цене: поталь значительно дешевле. При отсутствии защитного покрытия со временем она может потускнеть.

Различие между золотом и позолотой

Главное отличие — в составе. По внешнему виду их не всегда сможет отличить и профессионал. Золотые украшения долговечны, так как слой не стирается, и чаще всего значительно дороже. Из-за своего короткого срока службы изделия с позолотой не носятся каждый день и нуждаются в более бережном уходе.

С развитием технологий появились новые способы золочения. Они позволяют добиться более толстого покрытия. Такие браслеты и кольца служат значительно дольше, но и цена их выше, чем на обычную позолоту.

Что такое позолота и как происходит превращение?

Золочением называют особый тип отделки, когда на поверхность вещи наносят тонкий слой благородного металла. Подобное покрытие хорошо смотрится на любом материале – от пластмассы и дерева до стекла и керамики. А из-за того, что так можно обрабатывать практически любой предмет, спектр применения данной технологии очень широк – его используют и при создании украшений, и при производстве автомобильных деталей, и для изготовления картин, книг и даже церковных куполов!

От тщательности, с которой проводится золочение, зависит не только внешний вид, но и долговечность украшения. Так, дешёвая бижутерия истирается уже через пару дней после покупки. Гораздо более долговечны аксессуары, в которых сочетается серебро с позолотой – ювелирные изделия, выполненные по такой технологии, можно носить годами. Кстати, цены на подобную процедуру вполне доступны – в среднем обработка стоит от 15 грн. за 1 грамм.

Как отличить подделку

По статистике, 4 из 10 ювелирных изделий из золота — подделка. К сожалению, приобрести позолоту по цене полновесного золота можно даже в ювелирном магазине. Способ проверки, который бы позволил избежать подделки на этапе покупки, только один — совершать сделку в крупных, проверенных ювелирных магазинах и быть очень внимательным к самому изделию.

Признаки того, что украшение — подделка:

  1. Неравномерный окрас. Позолота местами может стираться даже при бережном хранении и транспортировке. Тем более что на подделках используется очень тонкий слой.
  2. Некоторые «специалисты» в интернете советуют проверять магнитом. Золото не должно магнититься. Однако с учетом того, что на магнит не реагируют многие металлы, этот способ практически бесполезен.
  3. Очень часто мошенники снимают замочек с клеймом с настоящего золотого украшения и крепят его на позолоченное. Поэтому один из способов выявить подделку — это внимательно осмотреть звенья рядом с замком. Любые дефекты на этом участке могут свидетельствовать о том, что перед вами подделка.

В домашних условиях, если изделие уже куплено, проверить гораздо проще:

  1. Химический способ. Можно приобрести специальный набор реактивов для проверки. Этот способ подходит тем, кто часто покупает золото и не всегда в надежных местах.
  2. Можно капнуть на поверхность спирт: позолота низкого качества потемнеет.
  3. Если в поисках истины не жалко испортить внешний вид украшения, то можно царапнуть поверхность. С позолоты посыпятся мелкие частички, останется заметное повреждение.

Самым надежным способом проверки всегда остается консультация у специалиста. За небольшую плату в любом ломбарде проведут ряд тестов и проб, чтобы убедиться в подлинности.

Как отличить золото от позолоты

Информация о разнице между золотом и позолоченными изделиями важна при выборе украшений в магазинах. Как маркируется покрытие позолота, что это обозначает? На заводской бижутерии, как правило, проставлены клеймо и проба. Но наличие пробы на турецком колье не гарантирует, что оно изготовлено из золота.

В большинстве стран для обозначения состава используются аббревиатуры 14, 18 и 24 KHG (KHG-караты). Если присутствует маркировка KHGE, KARATCLAD, Cold Layered, изделие не изготовлено из золота, а имеет позолоченную поверхность.

Как проверить золото или позолота?

Несертифицированные изделия можно сдать на экспертизу. Бесплатный вариант проверки – пламя свечи. Украшение подносится к огню и удерживается 15-20 секунд. Если на поверхности появились разводы, темные пятна – вещь позолочена.

Уход, чистка и хранение позолоченных изделий

Чтобы украшение прослужило как можно дольше, необходимо соблюдать несколько простых правил по уходу за позолотой.

НошениеОбязательно снимать позолоченные украшения перед любым контактом с водой (душ, бассейн, мытье посуды) или спортивными занятиями. Избегать попадания на поверхность косметических средств. Не забывать, что повседневная носка сокращает срок их службы.
ХранениеХранение только в отдельной шкатулке или тканевых мешочках, чтобы не повредить слой другими украшениями.
ЧисткаЧистить только мягкой тканью без использования абразивов. Если просто появились темные пятна, достаточно протереть обычным уксусом и промыть в воде. Блеск поможет вернуть яичный белок (после него также надо будет промыть в чистой воде). Раз в год изделия надо сдавать ювелиру на профессиональную чистку.

Несмотря на то, что рано или поздно покрытие стирается, его всегда можно обновить в мастерской у ювелира.

Методы покрытия золотом в домашних условиях

При определенных навыках, соблюдении техники безопасности и наличие хорошо вентилируемого помещения золочение можно провести самостоятельно дома.

Приготовление и использование хлорного золота

Порядок действий:

  1. Приготовить царскую водку.
  2. Растворить в нем любое золотое изделие.
  3. Аккуратно провести выпаривание до сухого остатка.

Внимание: процесс необходимо проводить очень аккуратно, так как кислотные пары могут нанести серьезный вред дыхательным путям, а также есть высокий риск химических ожогов кожи.

  1. Получившееся хлорное золото смешать с мелом и раствором цианистого калия до кашеобразного состояния.
  2. При помощи кисточки покрыть изделие.
  3. После того как поверхность просохнет, ее необходимо хорошо промыть и отполировать.

Применение цинкового контакта

Если нужен слой толще, то используют цинк. Для него также необходимо приготовить хлорное золото.

Порядок действий:

  1. Предмет тщательно очистить и обезжирить.
  2. Подготовить состав, смешав в воде хлорное золото с углекалиевой, желтой кровяной и пищевой солью.
  3. Нагреть.
  4. Поместить в емкость с теплым составом предмет для золочения.
  5. Когда изделия будут уже в растворе, поместить в емкость цинковую палочку.
  6. Промыть, высушить и отполировать.

При необходимости изделие покрывается защитным слоем.

Гальванический метод

Гальванический метод похож на цинкование, но дает более прочное покрытие. Изменив состав раствора, вы получите различные оттенки позолоты. Понадобится выпрямитель тока и любая стеклянная емкость, способная выдержать высокую температуру.

Порядок действий:

  1. Очистить, обезжирить изделие, отшлифовать его при помощи пасты и наждачной бумаги.
  2. Если изделие из стали, цинка или олова, предварительно покрыть его медью.
  3. Подготовить электролиты из воды, фосфорного натрия, хлорного золота, цианистого калия и натрия двусернистокислого.
  4. Полученный раствор нагреть до 60 °С.
  5. Установить анод.

Гальваническое золочение занимает от 12 до 16 часов. По окончании процесса изделие высушивается на опилках и полируется.

Если требуется золочение небольшой поверхности, то проще приобрести специальный гальванокарандаш.

Позолота на гульфарбу

Золочение «на гульфарбу» позволяет получить матовый оттенок. Гульфарба — это смесь из лака, олифы, пинена. Поверхность обрабатывается гульфарбой, на следующий день на нее уже наносится слой сусального золота. Благодаря растворителю в составе поверхность получается матовой.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: