аренда крана 80 тонн ООО «СпецКомплект» располагает собственным парком автомобильных кранов, экскаваторов с гидромолотом. Наша компания предлагает в аренду качественные и надежные автокраны «Ивановец», «Галичанин», «Клинцы», « КАТО», KRUPP KMK 6140, грузоподъемностью 50, 30, 40, 25 и 140 тонн с вылетом стрелы до 80,5 метров. Мы работаем со строительными и производственными компаниями, представителями малого бизнеса и частными заказчиками Перми и Пермского края.

Различные способы чернения серебра


Поделиться в соц. сетях:

С каждым годом ювелирное дело становится все более популярным на рынке, а в городах увеличивается число салонов и магазинов, реализующих драгоценности, хотя добыча сырья и производство снижаются. Наиболее востребованными и популярными, конечно, являются золото и серебро, а из всех видов последнего — черненое серебро, изделия из которого отличаются изысканностью и красотой. Серебро прочное, недорогое, к тому же, не старит человека, поэтому его могут носить как взрослые, так и дети.

Виды серебра и их применение

В отличие от благородного металла — золота, внешний вид серебра не имеет многообразия. Серебро всегда имеет бело-серебристый цвет, а вот золото может быть желтым, розовым, красным и т. д.

Тем не менее, выделяют разные виды серебра:

  • Матовое.
  • Филигранное.
  • Стерлинговое.
  • Монетное.
  • Черненое серебро.

Каждый вид металла имеет свои особенности:

  1. Матовое серебро не имеет ярких узоров. Получают такой вид металла благодаря использованию различных эмульсий, нанося их на сырье. Такая технология придает металлу некоторую шероховатость. Смотрится такой вид серебра очень красиво и оригинально.
  2. На филигранном серебре, в отличие от матового, наоборот создаются различные множественные ажурные узоры. Достигается это за счет того,что серебро имеет высокую прочность, ковкость, позволяющую изготавливать тонкие нити. Они, подобно проволоке, придают изделиям рисунок. Такая техника изготовления изделий требует особого умения, мастерства и большого количества времени. Различают ажурную филигрань и фоновую. В изделиях из ажурной филиграни узор имеет сквозной характер, а при фоновой — кружевной узор присоединяют, так сказать, к фону, в роли которого выступает, например, лунный камень.
  3. Стерлинговое серебро — основной материал для ювелирных украшений. Данный вид металла имеет гладкую поверхность, бело-серебристый цвет, обладает высокой прочностью. В состав стерлингового серебра входит 92,5% чистого металла, а остальная часть — добавка из меди.
  4. Черненое (червленое) серебро — что это такое? Получается такой материал вследствие химической реакции металла с серой, которая в микродозах содержится в воздухе. Чистое серебро почти инертно к сере, поэтому реакция происходит слишком медленно. Как правило, быстро темнеют изделия, изготовленные из сплавов драгоценного металла, так как медь менее устойчива к сере и быстрее вступает с ней в реакцию. Черненое серебро бывает двух видов: первое формируется естественным путем, а второе — руками ювелира.

История появления черненого серебра

С давних времен умельцы и мастера украшали предметы обихода и оружие различными орнаментами, узорами и рисунками. Постоянно совершенствуясь в этой области, мастера изобрели особый способ обработки металла — чернение серебра (в домашних условиях его сегодня выполняют многие умельцы для украшения своих предметов).

Важно! Чернь — это древний прием придания золотым и серебряным украшениям черного цвета. После применения такой техники, поверхность изделия становится контрастнее и богаче, будь то деталь рельефа или рисунок орнамента. Эту же технологию применяют и для сокрытия мелких дефектов и соединительных швов.

Принцип создания

Суть чернения такова: сплав серебра, меди, свинца, серы вплавляют в основной металл. Сплав для чернения вплавляют в углубления, нанесенные на выбор:

  • Гравировкой.
  • Чеканкой.
  • Выдалбливанием.
  • Травлением.

Углубления делают небольшими — 0,3 мм. Под действием высоких температур, происходит химическая реакция между вплавляемой смесью и серебром. Кроме декоративных качеств, черненые такой техникой изделия, получают и практические свойства: украшения не тускнеют, не требуют особого ухода. А палитра чернения может быть разнообразной: от серебристо-серого до черно-бархатного тона.

Важно! Чернение очень красиво смотрится и на золоте, однако вывести состав черни на благородном металле крайне сложно. Поэтому чернь на золоте крайне редко встречается. На таких металлах, как медь, латунь и низкопробное серебро чернь крошится и отпадает, поэтому с давних времен и по наши дни чаще всего используется только чернение серебра — оно долговечно и изысканно красиво.

Где делают чернение серебра?

Намеренное изменение вида металла, получило распространение в 17 веке. Большую популярность черненое серебро приобрело в Великом Устюге (Россия), где и зародился народный промысел.

Важно! Обширная экспозиция изделий мастеров из Устюга хранится в Государственном этнографическом музее. Самый известный экспонат коллекции — литой крест, который не только изготовлен из черненого серебра, но и позолочен.

В европейской части страны драгоценности и предметы обихода из черненого серебра были очень популярны в 17 и 18 веках. Особенно славились работы мастера Михаила Климшина из Великого Устюга.

Важно! Модно и престижно стало иметь из такого металла посуду, портсигары, подносы, подстаканники, табакерки, столовые приборы, гравюры. На предметах из серебра изображались разнообразные орнаменты, картины охоты, города и географические карты.

Сначала предметы из благородного металла изготовлялись в частных мастерских, а затем приступили к промышленному производству на специальных фабриках. С того времени, обучать ремеслу чернения серебра стали обычных людей, в том числе, и с купечества. Спрос на серебро всегда имел место, и сегодня еще можно встретить настоящие произведения искусства, которые просто бесценны.

Способ № 3

Черненое серебро отлично приводится в порядок в домашних условиях с помощью следующих «инструментов»:

  • нашатырный спирт;
  • зубной порошок;
  • вата;
  • толстая салфетка.

Подбирается ёмкость с учётом размеров изделия. В неё заливается нашатырный спирт и зубной порошок – в таких пропорциях, чтобы полученная консистенция напоминала сметану.

Чистка начинается с того, что диском или ватным шариком на поверхность изделия из серебра наносят приготовленную смесь. Как только она высохнет, можно приступить к натиранию вещи специальной салфеткой.

Черненое серебро. Что это такое?

Черненое серебро как на фото — это покрытое чернью чистое серебро по специальной технологии. Изделие сначала чеканят, гравируют, а затем обезжиривают и наносят специальный состав для покрытия. А для того чтобы чернь расплавилась и покрыла поверхность, изделие специально нагревают до определенной температуры.

Техники чернения серебра

За долгие годы техник создания темных узоров на металле накопилось немало. Вот только три из них:

  1. Германский рецепт черновой смеси предполагает медленное вливание свинца в медно-серебристый сплав, тщательно перемешивая. Затем, тройной полученный сплав, вливают в нагретый серный порошок, тщательно перемешивая для качественного взаимодействия компонентов. Полученную смесь выливают в воду, после чего, застывшие куски черни, тонко и тщательно растирают в фарфоровой ступке в необходимой дозе. Свежую влажную черневую массу наносят на предмет.
  2. Русский рецепт рекомендует порциями добавлять серу в сплав, а не тройной сплав — в серный порошок, как в предыдущем рецепте. Кроме того, готовую чернь выливают не в воду, а на чугунную сковородку. Полученный твердый “блин” дробят на куски, а затем переплавляют, добавляя серу и флюс. Если нужна чернь экстра-класса, процесс повторяют три раза. Приготовленную чернь толкут в ступе и просеивают через мелкое сито.
  3. Рецепт профессора А.Г.Спасского. Автор работал в Московском институте цветных металлов и предложил следующий способ приготовления черни: отдельно приготовленное сернистое серебро, сернистую медь и сернистый свинец сплавляют вместе в нужных пропорциях. После — полученную смесь строго определенным способом плавят и остужают.

Способы нанесения черни

Чернение серебра можно выполнять:

  • Сухим способом. Поверхность изделия смачивают необходимым раствором, после чего, наносят порошок черни очень тонкого помола. После этого изделия просушивают и обжигают в муфеле при температуре 300-400 градусов по Цельсию.
  • Мокрым способом. Состав накладывают на поверхность в виде сметанообразной кашицы, разведенной водой. Шпателем или кисточкой смесь густо и плотно наносят в углубления. Далее ждут, пока вода испарится. При накаливании в муфеле, нанесенный состав расплавляется и затекает в рисунок, покрывая предмет. После всех процедур изделие вынимают из печки.

Важно! Небольшие изделия можно расплавлять паяльным пистолетом, поток тепла концентрируют на основном металле с обратной стороны. После того, как смесь расплавится, нагрев завершают.

После процесса нанесения черни, изделие “подчищают” шабровкой или обрабатывают напильником до появления рисунка. Делать это нужно очень аккуратно, чтобы не захватить и не деформировать сам орнамент. Затем — остается только изделие отшлифовать и отполировать, до появления всего рисунка.

Чернение по серебру

Всемирную славу Великий Устюг приобрел знаменитой «северной чернью». Чернь – это сплав серебра с медью, свинцом и серой. Размельченный в порошок состав втирается в бороздки награвированного на серебряном предмете узора. При обжиге чернь прочно сплавляется с серебряной поверхностью, рождая черный графический рисунок. Его дополняют гравировкой, чеканкой, золочением, канфарением фона – прочеканиванием специальным острым инструментом, который создает зернистую фактуру поверхности металла. От способа приготовления черни и пропорций ее составных частей зависит прочность сцепления с серебром и оттенок черного цвета. Устюжане имели свой секрет состава. От других подобных центров северная чернь отличается особой прочностью и богатой гаммой – от пепельно-серого до густо-черного.

Северную чернь характеризует особо прочный черневой состав, пропорции составляющих частей которого сохранялись как профессиональная тайна поколениями великоустюжских мастеров. Стилистические особенности их творчества оказали влияние на работы мастеров Архангельска, Вятки, далекого Тобольска.

Как известно, чернение по серебру «живет» в русском искусстве со времен Киевской Руси. В XVI – XVII веках наибольшее развитие это искусство получает в Москве. Из трех исторически сложившихся центров черневого искусства – Москвы, Дагестана и Великого Устюга – последний отличается высочайшим уровнем исполнения и утонченной изысканностью изделий.

В Великом Устюге уже в XVII столетии работали мастера серебряного дела, но наивысший расцвет искусства черни в этом городе относится к XVIII веку, когда господствующее положение занимает стиль барокко.

Искусство северной черни периода XVIII – XIX веков нельзя считать искусством профессиональным. Скорее, оно занимает как бы промежуточное положение между профессиональным и народным искусством, в котором, как известно, имеются исключительно устойчивые местные художественные традиции, нейтрализующие в значительной мере влияние стилевых направлений эпохи. Изделия устюжских мастеров периода барокко подчеркнуто массивны, формы их пластичны, с плавными контурами, закругленными углами, что великолепно сочетается с мягкостью гравировки, создающей впечатление пластичности рисунка черни.

Крупнейшим художником северной черни в XVIII столетии был М. М. Климшин (1711 – 1764), который своим творчеством как бы заложил основы технических приемов и художественных решений, ставшие традиционными в устюжском черневом искусстве. О творчестве выдающегося мастера своего времени Михаила Климшина дают представление две уникальные работы. Одна из них – посох великоустюжского епископа Варлаама, исполненный в 1750 году. По всему стволу посоха размещены изображения евангельских сцен в обрамлении орнамента; на фигурной рукояти вырезана надпись, подтверждающая имя владельца и автора вещи. Еще большее мастерство композиции обнаруживает Климшин в небольшой табакерке 1764 года. Крышка и каждая из сторон украшены миниатюрными картинами – сценами парадного выезда, соколиной охоты. Темные фигуры людей выступают четкими силуэтами на фоне пейзажа или архитектуры. Изображения выполнены характерной для Климшина густой чернью. В этом замечательном произведении проявились все особенности почерка мастерства – изящество рисунка, богатство светотеневых и фактурных разработок в деталях, канфарение фона, сочетание серебра с мягкой матовой позолотой.

Тематика рисунка черневых изделий этого периода была характерной: пасторальные сцены, парковые пейзажи с архитектурой и др. В 70-х годах XVIII века появляется новая тематика, прославляющая известные победы русской армии и флота, панорамы Великого Устюга, Архангельска и Вологды.

На круглой табакерке из собрания Русского музея в обрамлении черневой сетки меридианов и широт на золотом фоне помещена карта Вологодского наместничества. Тщательно прорисованы чернью реки, написаны их названия, города обозначены миниатюрными контурами строений. На оборотной стороне табакерки приведены многочисленные статистические и географические сведения о местности. Простота и строгость формы предмета и своеобразный рационализм ее декора отвечали требованиям стиля классицизма. Эту работу выполнил в 1794 году еще один выдающийся устюжский мастер Иван Жилин.

Любовь к своему городу устюжане выражали в многочисленных панорамах, помещаемых на самых разнообразных предметах. Один из крупных потомственных мастеров XIX века Михаил Кошков украсил видами города комплект чайных ложек. Несмотря на миниатюрные размеры, тонко награвированные пейзажи достоверно передают основные архитектурные ансамбли знаменитой набережной Великого Устюга. Успехи устюжан побудили к аналогичным пробам и вологодских мастеров. В 1837 году Иван Зуев поместил на гладком фоне серебряного подноса вид на вологодский Софийский собор. Тонкой штриховой гравюрой исполнен не только архитектурный пейзаж, но своего рода жанровая зарисовка города того времени.

Позднее, в начале XIX столетия, в северном черневом искусстве проявляется господствующий тогда стиль классицизма. В изделиях устюжских мастеров черни исчезает характерный для стиля барокко золотой фон, рисунок становится строгим и лаконичным. Формы изделий также преобразуются, приобретая простоту и некоторую универсальность, чего не наблюдалось в изделиях времен барокко. На смену мягкой тональности переходов черневого рисунка приходит контрастность, характерной становится графичность, четко прорисовываются детали. Полностью исчезают пространственность и глубина черневого рисунка, на смену им приходит плоскостность изображений. Типичными становятся изображения гирлянд, военная эмблематика, свойственная классицизму, особенно его завершающему периоду. Вместе с тем в рисунке и изделиях северной черни времен классицизма наглядно проявляются черты, присущие народному искусству, такие, как декоративность и богатство узора, традиционная законченность композиций.

Во второй половине XIX столетия чернь постепенно утрачивает высокий уровень уникального искусства. Художественное творчество медленно превращается в ремесло, а в начале XX века северная чернь, по существу, прекращает свое существование. Секреты и профессиональные навыки сохраняются лишь у единичных мастеров Великого Устюга. Однако уникальное искусство не исчезло полностью. Уже в довоенные годы в Великом Устюге работала артель «Северная чернь», руководителем которой многие десятилетия был заслуженный деятель искусств РСФСР Е. П. Шильниковский, выдающийся гравер и художник, создатель орнаментального направления в искусстве северной черни. Ему принадлежит более трехсот рисунков для черневых изделий и собственных оригинальных произведений. Большую известность в свое время получила стопка «Золотой хмель», не раз повторявшаяся автором.

Сегодня «Северная чернь» развилась в крупное предприятие, где профессиональные художники на основе лучших традиций искусства чернения, плодотворно развивая их, создают изделия, пользующиеся неизменным спросом и успехом во многих странах мира.

Где купить

Магазин «Вологодские сувениры»

Адрес: Вологда, ул. Чехова, д.12, 2 этаж Телефон E-mail Официальный сайт: volsuvenir.ru

Сувенирный магазин ЗАО «Северная чернь»

Адрес: Великий Устюг, ул. А.Угловского, 1 Телефон: (81738) 2-48-77 E-mail Официальный сайт: www.sevchern.ru

Способы чернения серебра

Для получения “черноты” на серебряных изделиях, необходимо добиться эффекта отложения серы на поверхности. Сделать это можно следующими способами:

Механический

Механический — самый простой путь, чтобы сделать чернение серебра в домашних условиях. Для осуществления задуманного вам понадобится графит, смешанный с окисью железа и скипидаром.

Смесь из ингредиентов, наносят в виде кашицы на серебряные предметы и ждут до полного высыхания. Средство удаляют с изделия мягкой щеткой или замшевой тканью. После чего, выступающие места предмета, протирают спиртом.

Важно! В результате такой техники, серебряные вещи получаются искусственно состаренными.

Недостатки способа:

  1. Минимальное сцепление с поверхностью изделия.
  2. Используется для небольшого количества украшений.
  3. Очистить от чернения такие изделия очень легко.

Химический

Химический — является самым долговечным и эффективным. Принцип данного метода заключается в заполнении смесью черни, выгравированных участков изделия. Об этом способе мы подробно рассказывали выше.

Гальванический

Гальванический — применяется на производствах и требует специального оборудования. Суть метода: окислы металлов осаждают на серебряных предметах в специальных ваннах путем электролиза. По периметру ванны создается один заряд, а на сплаве — другой. В результате, плюс и минус притягиваются и создают необходимый оттенок предмету.

Промышленное чернение серебра

В своих мастерских ювелиры проводят чернение по серебру одним из нижеприведенных способов:

  • Механический. Предполагает смешивание окиси железа и графита, и последующим добавлением в данную смесь скипидара. Затем полученной субстанцией бережно покрывают изделие, дожидаются полного высыхания и тряпкой из замши, предварительно смоченной в спирте, протирают всю поверхность. Интересно! Гальваника – один из подвидов механического чернения серебра. В данном случае применяется метод электролиза. Но изделия, на которые чернь наносится подобным образом, быстрее теряют свой привлекательный вид, поскольку покрытие стирается через короткое время.
  • Химический. Проводится с помощью порошка, который включает серебро, цинк, свинец и серу. Его насыпают во все выемки изделия, которое вместе с веществом разогревают до необходимой температуры. Благодаря воздействию тепла порошок начинает плавиться, прочно въедаясь в украшение. Дальше ювелирам остается только произвести шлифовку и полировку изделия.

Вас может заинтересовать: 999 проба серебра – сколько стоит 1 килограмм

Чернение серебра в домашних условиях

Делать гальваническую ванну для одного браслета или кольца, конечно, никто не будет, но что делать, если хочется иметь серьги из черненого серебра, а в наличии только обычные? Есть множество упрощенных способов, применяемых в домашних условиях, которые используются в случае, если нужно зачернить цепочку или вазу. Конечно, чернение серебра в домашних условиях — дело дело крайне вредное и зловонное, но если желание действовать неудержимо, то предлагаем вам использовать следующие рецепты и способы.

Способ №1

Для приготовления смеси вам понадобятся:

  • Яйцо.
  • Плотно закрывающийся пластиковый контейнер.
  • Леска или тонкая нить.

Используйте приготовленные предметы следующим образом:

  1. Очистите серебряное изделие от загрязнения.
  2. Сварите яйцо.
  3. Разрежьте яйцо пополам.
  4. На дно контейнера поместите две половинки продукта.
  5. Подвесьте серебряное украшение на веревку.
  6. Оставьте изделие в герметичных условиях контейнера на 30 минут (не менее).
  7. Время от времени переворачивайте украшение, для равномерного образования черноты.

Важно! Принцип действия основан на обволакивании паров сероводорода, выделяющихся из продукта, украшения. Полученное покрытие долговечно и устойчиво. Этот способ можно применять и для изделий с драгоценными камнями, но после процедуры чернения серебра в домашних условиях, камни тщательно протрите, чтобы они не утратили своего природного блеска.

Способ №2

Для очернения изделия используйте йод:

  1. Ватной палочкой нанесите йод на украшение.
  2. Оставьте сохнуть на солнце.
  3. Отполируйте украшение. На тряпочку нанесите зубную пасту и протрите изделие: в выпуклых местах останется серебро светлым, а в труднодоступных, рельефных — темным.

Важно! Используйте этот метод только для украшений с замысловатыми рисунками, и они будут выглядеть изысканно, на плоских предметах не используйте этот способ, так как в этом случае он не эффективен.

Способ №3

Серная мазь придаст серебряным изделиям старинный вид. Используйте средство следующим образом:

  1. Полностью промажьте предмет мазью.
  2. Нагрейте изделие феном. По мере нагревания, на поверхности будет появляться черно-фиолетовый оттенок.
  3. После процесса очернения, украшение отполируйте.

Подготовительные работы

Восстановить первичный вид изделий другого типа можно без риска в домашних условиях. Ниже представлены четыре наиболее простых и доступных каждому из нас способа.

Прежде чем начинать чистить черненое серебро одним из этих способов, нужно удалить с поверхности изделия всевозможную грязь: жир и косметику, пот и пыль.

А сделать это можно с помощью:

  • средства для мытья посуды;
  • зубной щётки;
  • тёплой воды.

Для того чтобы как следует развести моющее средство в тёплой воде, можно воспользоваться какой-нибудь стеклянной или керамической ёмкостью.

Посуда заполняется водой, после чего туда же погружается изделие.

Чтобы как следует почистить вещь от въевшейся грязи, нужно оставить изделие в посуде минут на двадцать. Хорошо снять всю грязь можно любой щёткой с мягкой щетиной.

Она позволяет полностью убрать все самые видимые грубые загрязнения. После этого изделие промывается в тёплой воде.

Первый этап чистки в домашних условиях одинаков, независимо от того, какой именно способ будет применён далее.

Уход за изделиями из почерненого серебра

Прелесть состаренных изделий в том, что их не нужно чистить и они не нуждаются в полировке. Однако, снимать пыль и грязь с украшений, время от времени, все же необходимо. Делать это нужно крайне осторожно, чтобы не удалить верхний слой. Используйте для процедуры очистки холщовые тряпочки и простые моющие средства, главное — чтобы они были не агрессивными.

Важно! Не используйте для чистки агрессивные химические средства, такие как нашатырный спирт или ацетон. Не кипятите черненые украшения и не полируйте средствами, содержащими острые абразивные частички.

Рассмотрим несколько простых способ очистки украшений:

  • Используйте мыльный раствор с щепоткой соды. Поместите украшения в раствор на 15-20 минут, а затем, промойте предметы под струей теплой воды. Насухо протрите изделия.
  • Очищенный и нарезанный сырой картофель залейте холодной водой. Оставьте украшения в емкости со средством на 3-4 часа. Предметы тщательно промойте и протрите мягкой тканью.
  • 15 г соды растворите в стакане воды. В растворе промойте загрязненные изделия.
  • Загрязнения на поверхности предмета удалите ластиком. Украшение сполосните.

Серебро с чернением: правила ухода

Особенность почерненных изделий заключается в том, что они не нуждаются в слишком частой чистке и полировке. Но удалять загрязнения и пыльный налет иногда с них все же потребуется.

Серебро с чернением: правила ухода

Есть несколько щадящих способов, не наносящих вреда подобным предметам:

  • Раствор из мыльной воды и небольшого количества пищевой соды. Он должен быть теплым. В жидкость на 10-15 минут погружают украшение, после чего промывают теплой водой и протирают насухо.
  • Настой из картофеля. Одну картофелину очистить, нарезать ломтиками и залить прохладной водой. Опустить в емкость с картофелем изделие на 4 часа, промыть водой и просушить.
  • В стакане теплой воды растворить одну чайную ложку пищевой соды. Помыть этим раствором серебряные изделия.

К предметам из почерненного серебра стоит относиться бережно и аккуратно. Если это украшение, то хранить его нужно отдельно от других драгоценностей в плотно закрытой коробочке. Тогда оно на долгие годы сохранит свою изысканность и совершенство.

Вас может заинтересовать: Серебро: химические и физические свойства, сфера применения

Как отличить черненое серебро от оксидированного?

Чернение серебра — очень трудоемкий и сложный процесс, поэтому и в цене такой вид металла намного дороже обычного серебра. Но разыскать черненое среди оксидированного серебра очень сложно.

Важно! По своей сути, оксидирование — покрытие металла пленкой, которая защищает от потускнения и придает изделию изысканности. Однако оксидная пленка не сделает украшение качественным и долговечным, а наоборот — после покупки изделие может потерять свой первоначальный внешний вид совсем через небольшой промежуток времени.

Чтобы не пожалеть о покупке, внимательно присмотритесь к украшению:

  • Изделия, покрытые оксидной пленкой, выглядят чересчур ровными и только слегка потемневшими. Черненое серебро имеет насыщенный черный цвет, который сочетается со светлыми участками.
  • Узоры на изделиях из черненого серебра выглядят очень благородно и выполнены аккуратно.
  • Настоящее серебро с элементами чернения стоит дороже остальных видов благородного металла. В стоимость изделий входит: проба серебра, сложность узора, наличие драгоценных камней, технология чернения, сложность работы мастера.
  • При чистке оксидированного серебра на изделии образуются белые участки, а черненое серебро устойчиво как к чистке, так и к полировке. Потерять свою черноту такой металл может только при длительном кипячении или при погружении в кислоту.
Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: